Жанр стендапа приходит в театр
Приход стендапа на театральную сцену был, конечно, вопросом времени. Ведь четкой границы провести невозможно. Просто американская stand-up comedy, где комик выступает перед живой аудиторией, рассказывая напрямую зрителям личные, но общечеловеческие истории или личное мнение о мировых событиях, приправляя их авторскими шутками и музыкальными ритмами, стало естественным развитием эстрадных пародий. А любой театральный спектакль с современными героями и яркими монологами словно от первого лица находит схожее пересечение. В театре «Сатирикон» и МХТ им. Чехова попробовали зайти на новую творческую территорию.
Режиссер премьеры «Сатирикона» «Государь-стендап» Александр Локтионов как раз любопытно объясняет эту тонкую грань между чистым стендапом и театром: «Мы нашли ключ: у нас стендап от лица персонажей. В клубах с реальным стендапом интересен сам человек, который вышел рассказать о чем-то своем, для него важном. В спектакле такой подход не совсем уместен. А «в персонаже» в клуб не выйдешь, это будет смотреться неискренне. Но для театра – это то, что нужно. Откровение героя – это то, зачем в театр и идут». Дистанция между человеком и персонажем важна не только в художественном плане, это и закон сегодняшнего времени с его подчас эзоповым языком. Одновременно приблизить дистанцию театру сегодня становится все более важным – говорить от лица равных со зрителем героев, а не отгороженных страницами старых пьес и романов.
Построенная по законам стендапа и сторителлинга композиция только притворяется литературной интерпретацией. Заявленные трактаты Платона «Государство» и Макиавелли «Государь» (что и дало название) здесь лишь точка отсчета для сатирического размышления о прошлом-настоящем-будущем России и о природе тирании. Путешествие во времени на глазах у зрителей совершают пришельцы из 3024 года. Условные Генерал (Илья Денискин), Священник (Ярослав Медведев) и Марфуша (Алина Доценко), похожая на Милу Йовович из «Пятого элемента». Но на деле – то ли хипстеры, то ли гопники, решившие поиграть в причудливый маскарад на старом восточном ковре.
Роль Государя, читающего то безумный стендап, то забористый речитатив, единого во всех лицах – Никколо («просто Коли») Макиавелли, Ивана Грозного, Петра Первого, etc. – исполняет Даниил Пугаев (сложно прочитать не как «Пугачев» – столько в этой роли бунтарского духа). Очень интересный, магнетичный артист, который существует в максимально разнообразных регистрах – новая звезда «Сатирикона». К каждому историческому герою тут найден пародийный ключ, взламывающий то исторические мифы (Грозный бегает со стрелой в пикантных местах, казнит и молится, а Петр Первый прорубает окно в Европу из недр российской земли в стиле зомби-апокалипсиса), то современные мемы, – условное древнее государство люди начинают строить ради кроссовок, лавандового рафа и булочки синнабон. Трагикомический коктейль инфантилизма современного горожанина и сермяжной правды минувших эпох, составляющий наш пресловутый «культурный код», знаменует главный вопрос: а для кого и зачем появилась и существует веками идея государства? Кто такой гражданин и кто такой государь? И как эта идея трансформировалась сегодня, далеко ли мы ушли от XVI века и что возьмем в будущее? Риторический вопрос финализируют эмоциональной точкой: после часа беспрерывного смеха артисты и зрители приходят к явному единению, совместно прожитому гореванию.
Очень близкая по интенции премьера появилась и на сцене МХТ им. Чехова. Режиссер Саша Золотовицкий инсценировал рэп-комиксы поэта Алексея Олейникова и художника Тимофея Яржомбека про девочку Соню («Соня из 7 «Буээ» и «Соня-9»). Это спектакль-концерт от лица обычных школьников, которые вдруг решаются приоткрыть свой внутренний мир, станцевать, спеть и рассказать о буднях 15-летних. Экзамены, первая любовь, конфликты с ровесниками, буллинг и отчуждение взрослых. Постановка получилась настолько говорящей на языке подростков (цветные, «мемные» декорации лихо сочетаются тут с гранжевыми музыкальными номерами вроде «блюза для тех, кто не сдал ОГЭ»), что совсем не чувствуется, что артисты все-таки уже взрослее своих героев, хотя и недавно со студенческой скамьи. С таким азартом они сами дурачатся на сцене.
Вербатим-монологи, которые были отдельно собраны и включены в сценарий, предельно сокращают дистанцию, создавая для зрителей близкий эмоциональный диалог с героями – забавными в своей детской взрослости и в то же время вдохновляющими в чистоте и честности. Замечательное новое поколение артистов, воспитанное в том числе на методе документального театра, умеет виртуозно его соединять с подлинным психологизмом. Особенно отмечаешь Владиславу Сухорукову, Кузьму Котрелева, Дарью Трухину, они уже умеют найти баланс между своей яркой индивидуальностью и многогранностью перевоплощений (в этом можно убедиться еще и на премьере «Как вам это понравится» Юрия Муравицкого на Большой сцене МХТ).
На самом деле каждый раз поражаешься, какой Константин Райкин неутомимый лидер «Сатирикона» и педагог. Сколько в нем интереса к новому поколению, к артистам, которые ему годятся в дети, как он всегда смело дает им шанс на самостоятельное творческое мышление, как ему в целом важно право театра на высказывание. Также и Художественный театр сегодня, его любят поругивать за «излишнее» модничанье: якобы главная академическая сцена страны не может поддаваться разным веяниям, а должна быть «законсервирована» и хранить только классические образцы, не отступать от буквы отцов-основателей, забывая при этом, что главное учение Станиславского и Немировича-Данченко – в строительстве живого театра. Благодаря избранным талантам он не часто, но пробивается. И как все это ценно. И как это нужно зрителю – настоящая искренность, глоток свободы и толика эмпатии.