Мольер
Биография
Мольер (Жан Батист Поклен, 1622 — 1673) — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, актёр и театральный деятель, создатель театра, более известного как труппа Мольера.
Великий французский драматург, реформатор сценического искусства, Жан-Батист Поклен прославился на весь мир под псевдонимом Мольер. Творческий путь Мольера начался с фарсовых сценариев и пьесок. Традиция старинного фарса оказала влияние и на основные комедии его зрелого возраста. Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классической комедии. В одном только «Комедии Франсез» по его пьесам было показано более тридцати тысяч спектаклей. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, Мольер создал жанр бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Мольер основатель особого театрального жанра – комедии-балета, где балет сочетался с комедией, дающей сюжетную мотивировку отдельным танцевальным сценам.
Неистощимая фантазия, остроумие и яркость образов делают пьесы Мольера вечными. До сих пор его бессмертные комедии - «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и многие другие входят в репертуар различных театров мира, не потеряв своей актуальности.
На сцене «Сатирикона» Мольер желанный автор.
Константин Райкин: «Мольер фантастически чувствует театральные законы… Ему ведомо о театре всё: как сделать так, чтобы здесь публика затихла, а тут обманулась; как сломать ритм сцены, как придумать, чтобы вдруг стало страшно, а потом очень смешно…»
«Мнимый больной» (1992) – первое обращение театра к комедиям Мольера. Постановщик спектакля Александр Горбань, спрессовав пять актов мольеровской «комедии-балета» в два, сделал красочное, полное энергии зрелище, наполнив спектакль музыкой, пластикой, танцами и юмором. Вокруг «мнимого больного» закручен пёстрый карнавал - яркий, бурный и отчаянно-молодой. Написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» — одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её четвертом представлении 17 февраля 1673 Мольер, исполнявший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля.
Спектакль «Квартет» (1999) соединил две пьесы Мольера – «Брак поневоле» и «Любовь-целительница». «Квартет», потому что все роли, а их более двадцати, играли четыре артиста. Это был яркий веселый. искромётный спектакль – дань любви и восторга перед великим чудом, которое называется Театром, дань уважения и поклон великому Аркадию Райкину. За спектакль «Квартет» исполнитель 14 ролей Григорий Сиятвинда получил две премии - «Чайку» и «Кумир».
22 июня 2016 года студенты «Высшей школы сценических искусств», ученики К.Райкина, сыграли премьеру комедии Мольера «Лекарь поневоле» в постановке своего Учителя. По преданию, именно с этой комедии Мольера начинается знакомство с его творчеством в России конца ХVII века, когда царевна София разыграла в своём тереме «Лекаря поневоле». Пьеса - безделка, где Мольер разрабатывает свою излюбленную тему о врачах-шарлатанах и невеждах, возвращаясь к первичному источнику своего вдохновения – к старинному фарсу. Райкин назвал жанр спектакля «комедией втроём», потому что на сцене все роли играют три артиста, а технологию мгновенных перевоплощений - «нашим, сатириконовским ноу-хау».