Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

...какой это прекрасный спектакль - "Человек из ресторана"

...какой это прекрасный спектакль - "Человек из ресторана" - фотография

Слушайте, я уже и забыла, какой это прекрасный спектакль - «Человек из ресторана», режиссер Егор Перегудов. Смотрела 8 лет назад и вот решила повторить.

Спектакль поставлен по повести Ивана Шмелева - писателя, дважды номинирующегося на Нобелевскую премию по литературе. В 1932 году кандидатуру Шмелева на присуждение премии выдвинул Томас Манн. Вернее так, он поручился за писателя, чьи произведения произвели на него сильнейшее впечатление, при этом особенно отметив два. «Человека из ресторана» и «Солнце мертвых». Про второе Манн сказал: «Читайте, если у вас хватит-смелости!..»

В центре сюжета - официант (или как тогда называли -"человек") первоклассного ресторана Скороходов. Жил, как все маленькие люди, не очень заметно посреди яркой, бурлящей, разгульной жизни миллионщиков, зарабатывал в услужении богатеям - посетителям ресторана, не ведущим счет деньгам, растил детей, даже мечтал о собственном домике, пока не "прилетело" и не посыпалось со всех сторон.
На сцене - "распахнутые" вглубь высоченные стены с дверными проемами - порой у меня возникало ощущение, что это вагоны поезда, в окнах которых проносятся картины этой веселой, беззаботной вакханалии. По мере нарастания злоключений главного героя стены приходят в движение и всё больше скукоживают пространство, почти выдавливая его со сцены: из квартиры и ресторана. Это ощущение беспощадности жизни нельзя отнести к приятным, примерно такая же оторопь была у меня на "Барабанах в ночи", когда на зрителя постепенно надвигалась берлинская стена.
В роли официанта Скороходова - Константин Райкин. Он ни на секунду не покидает сцену, так как по сути весь спектакль - это его рассказ-воспоминание о событиях недавнего прошлого. Остальные персонажи (сын Колюшка, дочь Наташа и её ухажеры, друг-парикмахер, квартиранты, полицейские, гусары, маленький оркестрик) появляются тут эпизодически, словно калейдоскоп образов-картинок, стремительно сменяющих друг друга. Самый выразительный среди них Денис Суханов со своим бомжеватым Кривым, без конца повторяющим: "Я вам поставлю на вид политический разговор" и "Вы моё патриотическое чувство оскорбили" (а как звучит-то сегодня! Там еще бездна всего, сближающего спектакль с сегодняшним днем). Его же директор училища, напротив, причесан, даже прилизан, хорошо одет, но вызывает такое же чувство отвращения своим внешним видом и истошным криком. Вообще-то у Дениса Суханова в спектакле 3 роли и во всех он абсолютно разный.
В финале, мучительно, но с достоинством пройдя через большие потрясения - арест сына, смерть жены, обесчещение дочери - герой Райкина возвращается к прежней жизни. Вновь горит яркий свет, звенит хрусталь, посетители первоклассного ресторана (в их числе обидчик дочери) подзывают Скороходова выкриками "Человек!" и вновь он, подсогнувшись, бегает от столика к столику. Но мне кажется, что он счастлив...

PS В следующем сезоне нас ждет премьера спектакля еще по одному произведению Ивана Шмелева - "Лето Господне" в постановке Марины Брусникиной в РАМТе. Актерский состав просто огненный!

Издательство: F Автор: Маргарита Христенко 05.07.2024

Спектакли