Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Константин Райкин стал гостем Платоновского фестиваля искусств

Константин Райкин стал гостем Платоновского фестиваля искусств - фотография

В программе проходящего в Воронеже международного форума – «Дон Жуан» Российского государственного театра «Сатирикон».

Народный артист России Константин Райкин и режиссёр Егор Перегудов встретились третьего июня с журналистами.

«Важно, чтобы культура не была уделом избранных и некоторых, абсолютного меньшинства», – такова была, пожалуй, главная мысль, высказанная актёром.

Не обошлось на пресс-конференции в Домжуре и без вопросов о границах трактовок классики – прежде всего, конечно, в связи с конкретным спектаклем Егора Перегудова.

- Я весь такой классичный, каноничный... – усмехнулся актёр. – И по внешним данным, и по внутренним! Мне кажется, этот вопрос – немножко придуманный. Тот, кто интересуется мной как работником театра, должен знать, что я с классикой имею дело только в очень современном её понимании. И мне кажется, что только в таком понимании вообще стоит её играть. Чтобы она не превращалась в средство от бессонницы. Кто в театр ходит смотреть про старинную жизнь? Кто-то, очень уставший от жизни. Мне такой зритель, честно говоря, неинтересен.

Разговоры о «границах трактовок» литературных произведений Константин Райкин считает просто глупыми:

– Границы эти устанавливает каждый раз режиссер, и каждый раз заново. Он это делает так, как считает нужным. То, как Егор Михайлович построил наш репетиционный период, принесло мне столько открытий! Мы с моими родными партнёрами интересно проводили время, это была прекрасная импровизация. Тимофей Трибунцев в очередной раз продемонстрировал такое фантастическое мастерство, что я вообще забывал, что в этом спектакле участвую как артист! Смотрел на моих коллег – и думал: «Господи, как они выросли!..»

– Театр – это живая история, в которой я так или иначе нахожу отражение того, что происходит со мной сейчас, – считает режиссер Егор Перегудов. – Со мной, живым человеком, который сидит в зрительном зале. Мне кажется, ты можешь позволить себе ровно столько, сколько мог позволить себе Мольер. Знаете, как была написана эта пьеса? У них были низкие сборы, потом приехала труппа итальянцев, которые играли «Дон Жуана» и зарабатывали кучу денег. Артисты сказали: «А почему и мы не играем «Дон Жуана»?..» И очень быстро была написана пьеса в прозе, потому что это такая канва для импровизации: в стихах ты не особо поимпровизируешь. Сюжетная канва наполнялась актёрскими импровизациями, шутками, очень злободневными, понятными людям, которые сидели в зале. Почему мы не можем пользоваться тем же принципом?

Константин Райкин признался, что с Воронежем у него связано многое в творческой биографии:

– Я сюда приезжаю гораздо чаще, чем многие думают. Однажды пришёл в театр, который организовали выпускники местного института искусств, и пригласил отсюда в Москву довольно много людей, среди которых были и Федя Добронравов, и Саша Журман, и Серёжа Дорогов… У меня работают около двенадцати человек из Воронежа, из замечательного тогда института искусств. Может быть, дело было в человеке, который руководил их курсом? Поэтому однажды я приехал сюда с огромными надеждами, помня институт, который так меня удивлял. Приехал как председатель комиссии. И очень расстроился, так как увидел, что дела стали хуже… Но память у меня исключительно положительная. С Воронежем связаны очень хорошие ощущения. Здесь проходили, например, наши гастроли с покойным Ромой Козаком: мы играли «Косметику врага». Сюда был сослан Осип Мандельштам. Наверное, тогда это была большая дыра. Но Воронеж неузнаваемо изменился. Начиная с дорог. В России есть огромные города, где чёрт знает что с ними творится в центре города. Здесь такого нет. Какое-то странное исключение!

Оригинал

Фото Виталия Черникова

Издательство: Коммуна Автор: Виталий ЧЕРНИКОВ 04.06.2019

Спектакли