Марина Дровосекова: «Театр — остров, где можно спастись от реальности, театр нужен, чтобы не умереть от правды жизни»
Марина Дровосекова – актриса театра «Сатирикон», режиссёр-педагог Школы-студии МХАТ и ВШСИ (Высшей школы сценических искусств). Она счастлива своим ролям в театре, кино, любит студентов, коллег и свою дружную большую семью. 20 декабря мы увидим новый образ Марины в военной драме Роберта Дэфа «Солнце будет завтра», а начнём наше интервью с осенней премьеры театра «Сатирикон» «Это всё она».
Этой осенью первой премьерой театрального сезона стал спектакль «Это всё она» по пьесе Андрея Иванова. В постановке режиссёра Елены Бутенко—Райкиной поднимаются вопросы взаимоотношения родителей и детей, которые обостряются в эпоху социальных сетей. Спектакль перешёл на главную сцену после успешного года в рамках дипломной работы выпускников ВСШИ. Какие эмоции от игры на большой сцене, какие реакции зала?
Переезд с площадки на площадку для любого спектакля болезненный, и он требует изменений, особенных энергозатрат, взаимоотдачи с большим залом. Для меня это первая учебная работа, в которой я выхожу на сцену вместе со своими учениками. Интересно наблюдать за ребятами: они перешли в статус актёров, а это уже другая мера ответственности. В данной работе у нас была невиданная для вечно спешащего театрального процесса роскошь — год прогонов на зрителя, и именно это позволило премьере быть уверенной во внутреннем рисунке.
Вы играете главную роль в спектакле — маму подростка. Чтобы добиться взаимопонимания со своим ребёнком, мама решается на отчаянный шаг — завести аккаунт в соцсети и подружиться с сыном под видом вымышленной девочки. Как бы Вы оценили поступок матери?
Это предлагаемые обстоятельства, исходные события, у мамы не было вариантов — какой выход вообще можно представить в подобной ситуации? Маме во что бы то ни стало хочется быть современной, быть на одной волне с сыном. И она принимает решение, которое переворачивает её привычную реальность. Без этого выбора не случилось бы самой пьесы.
Заведение аккаунта в соцсети стало роковой ошибкой. Что бы Вы посоветовали матери до совершения такого печального поступка?
Мама и сын зациклены друг на друге. Для меня это не просто подростковая история, ситуацию можно перенести на любые взаимоотношения. Это человеческий вопрос. В жизни мы чаще думаем о себе, не смотрим в глаза собеседнику, не разговариваем, не слышим. Переломный момент в пьесе происходит, когда сын говорит: «Я хочу к маме, но не могу». У мамы такие же чувства. Надо менять что-то в себе и научиться разговаривать, быть чутким.
В программке спектакля есть словарь современного молодёжного сленга. Мешает ли непонимание каких-то слов в общении? Есть ли у Вас со студентами Generation Gap (конфликт поколений)?
Я стараюсь быть в тренде, следить за происходящими в языке изменениями. Это имеет особое значение в работе со студентами, но они почти и не употребляют в общении со мной сленг. Ребята взрослые, много читают, нацелены на творческое конкретное дело. У нас есть предмет другого разговора. На первом курсе мы стараемся молчать, такой год тишины — больше молчать, думать и делать, тогда ценность слов ощущается по-другому. Слово должно родиться, к этому нужно прийти.
Есть спектакли на века: «Гамлет», «Чайка», «Преступление и наказание». Пьеса Андрея Иванова «Это всё она» — дань времени. Насколько актуален текст пьесы будет через 10-20 лет?
Я задавала себе этот вопрос. В 2022 году пьесе будет уже 10 лет, а она становится всё актуальнее. В тексте заложено много важного о взаимоотношении людей, просто в будущем, возможно, изменятся обстоятельства. Но стремление людей услышать друг друга и одновременно невозможность прорваться сквозь стену душевной глухоты будут прежними. Мы остаёмся со своими проблемами, всё идёт по кругу.
Бывает ли в жизни ложь во благо? Особенно с подростками, которые остро реагируют на любую неискренность?
Ни в коем случае. Обман есть обман. Надо разговаривать честно. Со мной мои родители говорили всегда именно так и доверяли мне. Даже сейчас я это отчётливо чувствую, хотя в подростковом возрасте я тоже создавала интересные обстоятельства (смеётся). Родители всегда предоставляли мне возможность самостоятельно принять решение, взять ответственность, но при этом мудро направляли.
Спектакль эмоционально тяжёлый, Вы вживаетесь в роль, всё пропускаете через себя. Как Вы потом восстанавливаетесь?
Как и после любого спектакля — приехать домой, поговорить с мужем, посидеть в тишине. Бывает, что тяжёло физически. Эмоционально тяжёло было в период выпуска спектакля, когда ты ещё внутренне не распределился, а потом раз за разом энергозатраты уже другие, выход из состояния проще. В спектакле «Это всё она» я просто хочу рассказать про этих людей, которые не слышат, не понимают друг друга. Во время действия со зрителями происходит энергообмен, становится легко. Главное — иметь цель, куда двигаться дальше. Работа даёт мне силы. Скажу так — сразу после спектакля я не могу выскочить и сесть в машину, мне надо спокойно собраться, пообщаться с партнёрами, друзьями, но не про театр, а про жизнь, переключить объект внимания.
Спектакль «Это всё она» является участником программы «Пушкинская карта», призывая нашу молодёжь посещать театры. Как Вы думаете, стоит ли увидеть спектакль школьным группам, с какого возраста?
Школьники в принципе пусть ходят в театр, и начинать стоит как можно раньше, не ждать подросткового периода. Когда в юности я открыла томик Цветаевой, то не всё понимала, но это было что-то важное. Эффект, который получаешь от соприкосновения с поэзией, театром или другим искусством, ценен. На спектакль «Это всё она» лучше приходить с родителями, чтобы иметь возможность обсудить свои впечатления после. И, конечно, это не подходящая постановка для «группового» просмотра: собрались всем классом и пришли — так не получится, не произойдёт сокровенного контакта, доверительного, живого. А нам очень хочется, чтобы он непременно случился.
В театре «Сатирикон» затрагивается необходимая в любое время подростковая тема. Спектакли «Всем кого касается», «Все оттенки голубого», теперь «Это всё она». Почему театр так остро затрагивает данную тему?
Думаю, что это получилось случайно. Просто находятся талантливые современные пьесы. Тексты про людей. Тема переходного возраста, личностной самоидентификации интересна драматургам, которые берут эти пиковые обстоятельства. Мы почему-то не всегда можем принять другого человека, если он не такой, как нам хочется, как привычно. Театр способен развить в нас эту способность — слышать, чувствовать друг друга, не осуждая и не обесценивая.
В «Сатириконе» дружеская атмосфера. Какие плюсы работать в таком коллективе?
Это счастье найти своих людей, коллектив у нас прекрасный. Однако сейчас не очень радостные времена, мы редко видимся (прим. «Театр «Сатирикон» вернётся в своё здание после реконструкции в 2023 году»). Нас объединяют долгожданные выпуски спектаклей, праздники, дни рождения коллег. Театр — остров, где можно спастись от реальности, театр нужен, чтобы не умереть от правды жизни. В театре и с людьми очень хорошо.
Константин Аркадьевич Райкин (художественный руководитель театра «Сатирикон») часто в зале, смотрит спектакли. Что Вы ждёте от встречи с ним после спектакля?
Всегда жду замечаний, не похвалы. Взгляда со стороны, точно всё или нет, попадает ли в зрителя. Я страдаю без замечаний, мне бывает тяжело, когда режиссёра нет в зале. Актёры зависимы от замечаний, я их люблю. На 1 курсе института студенты должны понимать, что замечания — не критика, никто не хочет кого-то обидеть, замечания надо принимать. Поскольку я сама иногда их делаю, то нуждаюсь в замечаниях и к себе.
Вы преподаёте в Школе—студии МХАТ сценическую речь и актёрское мастерство уже 15 лет. Расскажите, за что Вы любите преподавательскую деятельность?
Я стала работать в 2005 году, сразу после выпуска, но первый год был стажёрский. Моя потребность остаться в Школе-студии существовала помимо моей воли, помимо меня, сама я никогда не мечтала стать преподавателем. Однажды я просто поняла, что мне так хорошо в этом месте, что я не могу отсюда уйти. Со студентами всегда стараюсь быть в диалоге — это бесконечно мотивирует развиваться, не замирать на месте. Всё это время я продолжаю учиться. На самом деле преподавательская деятельность появилась в моей жизни спонтанно: после выпуска я пришла в гости на 1 сентября в Школу-студию, Марина Станиславовна Брусникина пригласила меня на занятие по речи — с этого всё и началось. Тот год мы работали вместе, а уже на следующий я стала вести все тренинги самостоятельно. Когда открылась ВШСИ, Константин Аркадьевич Райкин позвал помогать, и я стала помогать. Это такая взаимосвязанная ситуация: не представляю, как это быть отдельно педагогом и не заниматься профессией актёра. В голове у меня нет разделения — театр и Школа-студия всегда вместе.
Со своими студентами Вы любите ездить в экспедиции, где с утра студенты работают на природе, а вечером читают книги. Кто придумал такие путешествия для обучения?
Каждый мастер в Школе-студии по-своему строит работу, некоторые стараются устраивать экспедиции. Например, Виктор Анатольевич Рыжаков всегда что-то придумывает для ребят, чтобы продолжать общение вне учебного процесса. Куда-то уехать, погрузиться в чтение текстов одного автора или одного произведения, таким образом и коллектив проверяется в других обстоятельствах. В этом году мы ездили на неделю в потрясающее место под Суздаль (деревня Фомиха). Там живут романтики театра, которые сделали «Театр в селе». Студенты работали в лаборатории современной драматургии, устраивали читки с молодыми режиссёрами — учениками Виктора Рыжакова. В предыдущие годы мы были во Франции, где помогали местному жителю-романтику строить театр. А ещё раньше была традиция: каждый первый курс ездил в Венгрию в город Капошвар, где в театральной школе с местными студентами наши ребята что-то ставили, придумывали. Сейчас, в посткарантинной реальности такие поездки затруднительны. В данный момент мы работаем над романом Бориса Пастернака «Доктор Живаго», и есть идея сесть на поезд, поехать в какой-нибудь сибирский город. Надеюсь, что получится.
Посоветуйте для наших читателей три книги, которые стоит обязательно прочитать.
Сборник современных рассказов «Время вышло: Современная русская антиутопия», мы сейчас оттуда берём несколько текстов для экзамена 4 курса. Из классики — «Мёртвые души», «Война и мир», «Анна Каренина». Классику надо читать. Сейчас со вторым курсом мы работаем над «Доктором Живаго», я его перечитываю. Обожаю читать вслух, даже когда я одна. Верный признак, что мне нравится текст, когда я начинаю читать вслух. Аудиокниги не люблю, это же чей-то чужой голос, а мне нравится, когда в голове рождаются свои образы, своё неповторимое звучание.
Если говорить о кино, то недавно Вы сыграли маму в одноимённом сериале «Мама» Гузэль Киреевой. В нём большое внимание уделяется подросткам, школе. Как Вы считаете, какие сейчас проблемы, переживания у молодого поколения, к чему родители и учителя должны внимательнее отнестись?
Проблемы всегда одни и те же. Самый важный и сложный момент — договориться семье с учителями. Мне кажется, что сейчас теряется авторитет учителя. В своё время я была влюблена в своих учителей. Это вдохновляло, помогало тянуться к новому. Вообще, думаю, никому не стоит зацикливаться на себе. Внимательно надо относиться именно к другому человеку, меньше проводить время в виртуальном пространстве, где мы надеваем маски. Любить своего ребёнка, а любовь — это отдавать.
В прокат скоро выходит фильм Роберта Дэфа «Солнце будет завтра». Тема войны, боевые действия. У Вас неожиданная роль — проводник — расскажите об особенностях съёмок, о Вашем персонаже.
Снимали в Крыму. Этот фильм для меня как притчевая история. Мой персонаж вообще мужской, просто в какой-то момент режиссёр подумал, что это может быть и женщина. Это был необычный опыт: мне позвонила креативный продюсер, я прочитала сценарий, не отрываясь, записала пробы, меня взяли. С Робертом до этого мы не были знакомы. По сюжету мне надо было водить машину, причем старого образца, случались ночные проезды в горах. Также предполагалось побриться налысо, но решили оставить короткую стрижку. Фильм я пока сама не видела, но 20 декабря состоится его показ в ТРК «Атриум» в рамках 3-его Международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера», приходите!
Какую профессию Вы мечтаете сыграть на экране?
«Все профессии нужны, все профессии важны». Должна быть пьеса, сценарий. Должна быть история, которая меня волнует. У талантливого режиссёра можно на сцене передвигать стул и быть счастливым.
Совсем немного времени остаётся до Нового года. Вспомните свой самый волшебный Новый год?
Каждый Новый год волшебный, если я со своей семьёй. У нас традиция, когда все вместе за большим столом. Украшаем дом, наряжаем ёлку, готовим. Очень люблю распаковывать подарки (смеётся). Желаю каждой семье, чтобы все были здоровы и вместе, чтобы ценности сохранялись.
Фото: Дарья Егудина