Григорий Сиятвинда
Заслуженный артист РоссииБиография
Сиятвинда Григорий Дэвидович
Родился 26 апреля 1970 года в г. Тюмени.
Окончил Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина в 1995 году (курс А. А. Казанской).
В театре «Сатирикон» с 1995 года.
- Лауреат театральной премии «Чайка», 2000 / в номинации «Прорыв» за 14 ролей в спектакле «Квартет» Мольера, реж. К. Райкин, 1999 /
- Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир», 2000 / в номинации «Надежда года» за 14 ролей в спектакле «Квартет» Мольера, реж. К. Райкин, 1999 /
- Лауреат театральной премии «Чайка», 2002 / в номинации «Злодей» за роль Макбетта в спектакле «Макбетт» Э. Ионеско, реж. Ю. Бутусов, 2001 /
- Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, 2004 / за роли в спектаклях «Квартет» (реж. К. Райкин, 1999), «Макбетт» (реж. Ю. Бутусов, 2001) и «Доходное место» (реж. К. Райкин, 2003) /
Григорий Сиятвинда, ведущий артист театра «Сатирикон», родился в Тюмени, его мама – сибирячка, отец родом из Республики Замбия.
С двух до пяти лет жил с семьёй в Замбии, потом вернулся с мамой в Тюмень. В школьные годы будущий артист занимался в драматическом кружке при Дворце пионеров и в молодежной театральной студии. Но поступил в Тюменский индустриальный институт на факультет технической кибернетики, собираясь стать программистом - компьютерщиком. После первого курса был призван в армию, а демобилизовавшись, понял, что занят не своим делом, и уехал в Москву пробоваться в театральный вуз. Артист вспоминает: «На прослушивании в Щукинском училище в первый заход читал басню И. Крылова «Волк и ягненок» и «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского. А прозу вообще не учил, был уверен, что хватит с комиссии и этого «кайфа». В результате пролетел со свистом. Поменяв весь репертуар, пришел ещё раз и начал со стихотворения Н. Гумилева про Африку: «Далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф…», – каким-то седьмым чувством ощутив, что давить надо на это». И был принят. А на вопрос комиссии, какие роли собираетесь играть в русском театре, актер ответил: «Отелло, Пушкина, вообще всех Ганнибалов, ну и Маугли могу». К концу обучения Григорий Сиятвинда уже был занят в двух постановках Вахтанговского театра.
На сцене «Сатирикона» первой работой артиста была роль Балтазара в спектакле «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. К. Райкин, 1995), затем роль Филча в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта (реж. В. Машков, 1996). Но особенно ярко Григорий Сиятвинда завил о себе в спектакле «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (реж. К. Райкин, 1997), где сыграл, в общем-то, небольшую роль рыбака Падрона Фортунато, но с огромным обаянием и юмором, заставляя весь зал ждать как подарка каждого выхода этого персонажа. В прессе писали: «Он великолепен, его гибкая подвижная фигурка и выразительная мимика постоянно приковывают к себе внимание. Он тараторит, шепелявит, таращит и закатывает глаза, с удивлением глядя на управляющих его жизнью женщин. И делает всё это невероятно обаятельно, с таким богатством интонаций и каскадом жестов, что невольно становится лидером спектакля».
Первой большой ролью актера считается слепой Дональд Бейкер в спектакле «Такие свободные бабочки» Л. Герша (реж. К. Райкин, 1993). В образе незрячего парня, героя истории, проявились и драматизм, и сердечность, и мягкость, и юмор этого артиста. Григорий Сиятвинда успешно ввелся в спектакль в 1997 году, заменив игравшего раньше эту роль А. Коручекова. Затем были заметные работы: Молодой Отрапа в спектакле «Жак и его Господин» М. Кундеры (реж. Е. Невежина, 1998) и Фортинбрас и Люциан в «Гамлете» У. Шекспира (реж. Р. Стуруа, 1998).
В 1999 году Константин Райкин поставил свой уникальный нашумевший спектакль «Квартет» по двум пьесам Мольера: «Брак поневоле» и «Любовь-целительница», где Григорий Сиятвинда играл сразу 14 (!) ролей, демонстрируя фейерверк актёрских возможностей и давая мастер-класс по искусству мгновенных перевоплощений. За эту работу артист был отмечен премией «Кумир» в номинации «Надежда года» и премией «Чайка» в номинации «Прорыв». В следующем спектакле Константина Райкина «Шантеклер» Э. Ростана (2001) артист замечательно исполнял роли Директора театра и Дрозда.
В 2002 году режиссер Юрий Бутусов поставил в «Сатириконе» знаменитого «Макбетта» Э. Ионеско, свой первый спектакль в Москве. На заглавную роль был приглашён Григорий Сиятвинда, демонстрировавший здесь невероятный артистизм и смелость. Он был хорош не только экзотическим обликом и необузданным темпераментом, но и умением играть любовь, душевную чистоту и высокую трагедию. За эту работу артист был отмечен премией «Чайка» в номинации «Злодей» (2002).
Дальше были крепкие работы артиста в спектаклях «Маскарад» Ю. Лермонтова (реж. В. Агеев, 2004, роль – Неизвестный) и «Смешные деньги» Р. Куни (реж. К. Райкин, 2005, роль – Виктор Джонсон). Отдельно нужно говорить о роли Юсова в спектакле «Доходное место» А. Островского (реж. К. Райкин, 2003), где артист впервые, впрочем, как и весь «Сатирикон», работал с русской классикой и играл ювелирно, предельно темпераментно и умно. В 2003 году за роли в спектаклях «Квартет», «Макбетт» и «Доходное место» Григорий Сиятвинда был удостоен Государственной премии РФ в области культуры и искусства.
В героической комедии «Тополя и ветер» Ж. Сиблейраса (реж. К. Райкин, 2009) трёх ветеранов-инвалидов Первой мировой войны играли молодые актеры театра. Каждому герою (Д. Суханов – Густав, М. Аверин – Рене, Г. Сиятвинда – Фернан) режиссёр придумал особую пластику, голос, позу, походку и привычки. Кроткий эпилептик Фернан «худо-бедно уживался с осколком, застрявшим у него в черепе» и мог отключиться на половине фразы. Герой был экспансивен, живописен и непредсказуем в своих припадках, а весь спектакль и взаимодействие артистов представляли собой каскад аттракционов, где каждое движение было выверено, каждая интонация попадала в точку.
В «Лондон Шоу» по комедии «Пигмалион» Б. Шоу (реж. Райкин, 2013) в роли Дулитла, отца главной героини, каждое свое появление на сцене Григорий Сиятвинда превращает в запоминающийся клоунский скетч. В образе мусорщика-оборванца он непрерывно комикует, безостановочно почёсываясь и азартно гоняя блох, но и не оставляет своих прежних замашек, и неожиданно разбогатев.
В 2014 году Константин Райкин поставил криминальную пьесу М. Макдонаха «Однорукий из Спокана», пригласив артиста на роль Тоби, которую тот сыграл с превосходной отдачей и напором, точно передав обнажённость и тонкие человеческие ощущения внутри этой специфической среды, где пистолет часто впрямую приставлен к голове героя.
В спектакле «Дон Жуан» Мольера (реж. Е. Перегудов, 2018) артист сыграл рыбака Пьеро, ведущего нескончаемую любовную перебранку со своей невестой Шарлоттой на диалекте, стилизованном под поморский. Образ точно подтвердил мысль режиссера о том, что люди не понимают друг друга, даже когда пытаются говорить на одном языке. В другом спектакле по Мольеру «Плутни Скапена» (реж. К. Райкин, 2020) актер как всегда органично и умело сыграл одного из почтенных отцов-толстосумов, которым приходится раскошеливаться из-за проступков детей. Аргант в исполнении Григория Сиятвинды размерен, он «то вспыхивает и искрит, то смягчается», хотя ему ни в какую не хочется расставаться со своими накоплениями, чтобы помочь незадачливому сыночку.
Григорий Сиятвинда очень востребован в кино, на его счету более 60 фильмов и сериалов, среди которых «Жмурки» (реж. А. Балабанов, 2005), «Убойная сила» (реж. Е. Аксёнов и др., 2000-2005), «Возмездие» (реж. Б. Дробязко, К. Капица, 2011), «Отель Элеон» (реж. А. Фёдоров, 2016-2017) и др. Участвует в разных театральных проектах, сотрудничал с «Открытым театром», «Центром драматургии и режиссуры», агентством «Арт-партнер XXI», Театром имени Пушкина, МХТ им. А. П. Чехова и др.
Константин Райкин: «Гриша – актёр практически без ограничений диапазона жанров, к тому же, прекрасно чувствующий форму, невероятно хваткий, точный. Африканские корни проявляются в его необычной музыкальности, пластичности и темпераменте. При этом он дисциплинирован, добросовестен и очень работоспособен. Если добавить ко всему этому, что Гриша ещё редкостно образованный, умный и обезоруживающе добрый человек, то мы будем вынуждены признать, что имеем дело с почти беспрецедентным случаем идеального театрального творца».
Григорий Сиятвинда в проекте #Танцывирус
Несколько номеров из спектакля Юрия Бутусова «Макбетт» по Э. Ионеско, в заглавной роли – Григорий Сиятвинда. Эта постановка 2002 года в «Сатириконе» была московским дебютом Юрия Бутусова, который выбрал пьесу, никогда раньше не ставившуюся в России, и воплотил её в ранге «одного из лучших спектаклей сезона», спектакля-фарса, спектакля-аттракциона! «Макбетта» любили и исполнители, и критики, которые в рецензиях писали: «спектакль энергичный, размашистый, озорной, отчаянно ироничный и, в то же время, глубокий, тонкий и лиричный». Любили его и зрители. Образовался целый клан поклонников «Макбетта», которые однажды спасли его, написав коллективное письмо Константину Аркадьевичу Райкину с просьбой продлить жизнь спектакля на сцене театра. Юрий Бутусов: «Внешне «Макбет» как будто связан с какими-то политическими реалиями. Но это обманка… Мне кажется, Ионеско писал о том, как человек стремится вырваться за пределы своей предопределенности. До тех пор, пока он пытается сделать это, он жив».